Приветствую Вас Гость | RSS Главная * Регистрация * Вход

НАШ СОЛНЕЧНЫЙ КЛАСС - Каталог статей
Главная » Статьи » Документы классного руководителя » Памятки

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы
Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к преревоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, который был утерян за последнее десятилетие. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
В практике работы с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, ринги. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают похожие затруднения, как личностного плана, так и учебного. Порой эти проблемы носят столь конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. В этом случае понимание проблемы друг друга будет направлено на ее совместное решение. Помочь найти оптимальный вариант решения проблемы могут специалисты: социальный педагог, психолог, логопед, сексолог, представитель правоохранительных органов, которые приглашаются для участия в тематической консультации.
Некоторые темы консультаций для родителей:
1. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
2. Тревожность детей. К чему это может привести?
3. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
4. Грубость и непонимание в семье.
5. Талантливый ребенок в семье.
6. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.
Примерные планы родительских вечеров:
1. Год рождения ребенка, – каким он был?
2. Каким я вижу будущее моего ребенка?
3. Друзья моего ребенка.
4. День рождения нашей семьи.
5. Песни, которые поют наши дети и пели мы.
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.
Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.
Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного общества и воспитания учащихся в школе и дома.
По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1. Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
2. Собрания по плану классного всеобуча родителей, являющееся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;
3. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
4. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.
Чтобы родители учащихся захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:
§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;
§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике творчески работающих педагогов используются нетрадиционные формы проведения собраний. Среди них:
педагогическая мастерская, организационно –деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.
Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами школы. Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.
Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания. Послесловие родительского собрания будет способствовать повышению влияния решения собрания на жизнь класса, на воспитание и развитие учеников.
Правильно поступают те классные руководители, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
Большое значение работе с родителями я уделяю с первого дня ребенка в школе. Знакомлюсь не только с особенностями своих учеников, узнавая подробно о состоянии здоровья, предпочтении интересов, опыте, накопленном в дошкольном детстве, но и традициях семьи, где растет ребенок, о ее трудностях и радостях. Считаю что, только в тесной взаимосвязи с семьей учащихся, педагог может реализовать функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку.
На родительских собраниях делаю все возможное, чтобы организовать встречу не чужих людей, а создать дружескую атмосферу, в которой каждый может поделиться радостями и бедами семейного воспитания и может рассчитывать на поддержку и помощь, как со стороны других родителей, так и педагога. Встречи родителей проходят неординарно. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы родительских собраний. Запомнились родителям и педагогическая мастерская «Знакомство», и конференция отцов, и совместное с детьми собрание на выявление взаимоотношений детей в классном коллективе и многие другие.

Мастерская общения с родителями
«Давайте познакомимся».
Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет класса.
Участники мастерской: учитель, родители.
Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.
1.Вводное слово учителя. Педагог поздравляет родителей учащихся с первым учебным днем и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!» Вам придется работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я не буду спешить отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»
2.Индукция. (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка»каждого участника мастерской).
3.Социоконструкция:
Объединить в группы по цвету своих «визиток» (парты переставляются в соответствии с созданными группами);
Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).
4.Социализация: выступление групп с представлением своих коллективных «визиток».
5.Избирается родительский комитет класса.
6.Рефлексия: передавайте изготовленную «ладошку»
С рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания классному руководителю и избранному родительскому комитету класса.
Последним выступает мастер, в роли которого был педагог. Таким образом, нетрадиционные формы проведения родительских собраний способствуют вовлечению родителей в воспитательный и учебный процесс образования младших школьников.



Категория: Памятки | Добавил: klass-ml (28.03.2008)
Просмотров: 8055 | Рейтинг: 4.2/10
» Электронный
журнал класса


* Электронный журнал класса

* Наши электронные дневники
» Остановись, мгновенье


»


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz